Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.51.85.013
УДК: 378.147
ББК: 74.580.2+22.11
Н. В. Суханова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой высшей математики и информатики, Сургутский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. Ф. Джабиева ORCID
Студент кафедры высшей математики и информатики, Сургутский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ
Аннотация

Введение. В данной статье рассмотрена проблема разрешения противоречия между требованием формирования исследовательских умений обучающихся и недостаточной разработанностью средств формирования исследовательской компетенции обучающихся 10 класса в процессе обучения математике.

Материалы и методы. Основными методами исследования являют-ся теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы; эмпирические методы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдения, диагностика (беседы, тестирования), педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.


Результаты. Разработаны исследовательские карты по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами», способствующие формированию исследовательской компетенции обучающихся 10 класса; разработанные карты являются исследовательскими, так как содержат основные этапы для проведения учебного исследования; рассмотрены различные варианты использования исследовательских карт в соответствии с уровнем исследовательской компетенции обучающихся.

Обсуждение. Приводится обоснование, что результативностью сис-тематического использования исследовательских карт на уроках математики является формирование исследовательской компетенции обучающихся.

Заключение. Делается вывод о том, что систематическое использование исследовательских карт на уроках математики будет способствовать формированию исследовательской компетенции обучающихся на уроках математики.

Ключевые слова

компетенция; исследовательская компетенция; исследовательские карты; тригонометрические уравнения с параметрами

Основные положения

– определены роль и место исследовательской компетенции в обучении математике;

– рассмотрены особенности процесса формирования у обучающихся 10 класса умения решать тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами;

– разработаны исследовательские карты по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами», способствующие формированию исследовательской компетенции;

– представлены результаты использования исследовательских карт на уроках математики.

Цитировать публикацию

Суханова, Н. В.  СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ [Текст] / Н. В. Суханова, Г. Ф. Джабиева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 179-193. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.51.85.013.

Библиографический список

1. Плотникова Т. А. Формирование исследовательской компетенции в процес-се обучения биологии [Электронный ресурс] / Открытый урок «Первое сентября» : [сайт]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1% 82%D1%8C%D0% B8/517895/ (дата обращения: 05.04.2019).

2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника // Журнал научных публикаций «Дискуссия». 2013. № 3. С. 90–95.

3. Галдина В. В. Формирование компетентности школьников на уроках математики [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Экстернат.РФ». 23.04.2013. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2803-2013-04-23-16-14-36.html (дата обращения: 05.04.2019).

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании : труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».М. : Исследовательс-кий центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

5. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. № 10. С. 185–161.

6. Покровский, В. П. Методика обучения математике: функциональная содержательно- методическая линия : учебно-методическое пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 143 с.

7. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого- педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. №1. С. 228–232.

8. Татарченкова С. С., Телешов С. Б. Формирование ключевых компетентнос-тей учащихся через проектную деятельность : учебно- методическое пособие. СПБ. : КАРО, 2008, 9 с.

9. Тесленко В. И., Аешин В. В. Формирование исследовательской компетенции учащихся на основе модульно-эвристических комплексов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 126–130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formi

rovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-uchaschihsya-na-osnove-modulno-evristicheskih-kom pleksov (дата обращения: 08.04.2019). 

10. Толпекина Н. В. Уравнения и неравенства с параметрами : методические рекомендации / Науч. ред. В. А. Далингер. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002.– 40 с.

11. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогика: взаимосвязь науки и прак-тики в условиях модернизации образования. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2008. С. 141–147.

12. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 5. с. 123–126. (Серия 3 «Педагогика и психология»).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Доступ с информационно-правового портала «Гарант».